Золотой век
русской культуры – век девятнадцатый – недавно побывал в гостях у нашего
времени. Изящная и пышная эпоха светских салонов, дворянских усадеб, прекрасных
дам, благородных гусаров и кавалергардов буквально ожила благодаря усилиям
педагогического коллектива челябинской гимназии № 80. Администрация и профактив
школы вот уже второй год проводят для своих учащихся, их родителей и учителей настоящий
костюмированный бал.
Классические
вальс, полонез и полька в исполнении светских дам и обходительных кавалеров, на
лакированном паркете, среди мраморных колонн, под роскошными
люстрами-канделябрами: красота и романтика той эпохи предстали во всем блеске в
стенах банкетного зала одного из гостиничных комплексов города. Строгий
дресс-код соответствовал времени: нарядные платья в пол, дополненные пышными
прическами и ажурными веерами, фраки, смокинги и расшитые позументами гусарские
мундиры, шейные платки и бабочки. А изысканность манер и речи, грациозные реверансы,
умение участников держаться не оставляли сомнений: перед нами настоящие княгини
и графы, аристократки и денди. И для полного эффекта культурного погружения – художественное
чтение стихов и исполнение русских романсов. И это неспроста, ведь бал, по
задумке организаторов, – литературный.
Наташами
Ростовыми и Евгениями Онегиными стали учащиеся старших классов гимназии – с
8-го по 11-й. Каждый класс по сценарию получил задание – приготовить и исполнить
один из трех бальных танцев. Другая часть программы – вальс в исполнении преподавателей.
А открывала праздник пара учащихся гимназии, профессионально занимающаяся
бальными танцами. Посмотреть на действо с удовольствием пришли родители
старшеклассников, все педагоги и даже малыши из начальных классов.
–
Проблема гуманитарного образования в стране сейчас крайне актуальна. И решить
ее в школе только за счет урочной деятельности невозможно. К тому же, 2014 год
объявлен в России Годом культуры. А мы имеем статус гимназии – образовательного
учреждения с гуманитарным уклоном. Поэтому в ходе мозгового штурма мы пришли к
такой идее, – рассказывает один из организаторов и авторов проекта,
замдиректора гимназии по учебно-воспитательной работе Владислава Николаева.
Идею
еще в позапрошлом году предложили учащимся. И эксперимент с заменой
традиционных календарных дискотек классикой удался: ребята с интересом приняли
участие в «Бале литературных героев», который впервые состоялся в прошлом году.
А в этом году он стал уже традицией, ежегодной.
Готовиться
к нему начали задолго, еще в сентябре. Преподаватели и ученики вместе с
родителями усердно шили платья, еженедельно репетировали танцы, изучали и
обсуждали литературу и фильмы о той эпохе. Настольной книгой стала монография известного
культуролога Юрия Лотмана о быте и культуре русского дворянства, а сцены бала из
фильмов «Война и мир» и «Анна Каренина» пересмотрела чуть ли не вся школа.
Творческий
коллектив подошел к делу со всей ответственностью. Сюжетную канву мероприятия
готовили педагоги дополнительного образования и кафедра гуманитарных дисциплин.
Хореографическую часть взяли на себя руководитель школьного танцевального
коллектива, заслуженная артистка РФ Галина Клековкина и школьный хореограф Наталья
Фишер. Координирующую роль выполнили Владислава Николаева и замдиректора по
воспитательной работе Анна Макарова. Автором темы прошлого года – «Званый вечер
с итальянцами» – была директор гимназии Марина Горюшкина, а в этом году она
стала «хозяйкой салона», принимающей бал.
–
Дети были максимально замотивированы, готовились очень старательно, переживали,
боялись плохо выглядеть. А выступали просто здорово, – рассказывает Анна
Макарова. – И когда на следующий день мы пришли на уроки, у всех разговоры было
только про бал. Девчата гордо несли свои вчерашние прически и даже вели себя
по-другому – это мы называем остаточным
культурным рефлексом.
Бальная
традиция гимназии развивается: в этом году расширился танцевальный репертуар, стал
более серьезным подход участников к нарядам, новация – художественное чтение и
исполнение романсов. И уже обсуждаются идеи для будущих балов, например –
устроить конкурс костюмов, организовать парные выступления с родителями –
дочерей с папами, сыновей с мамами, сделать номер с участием начальных классов.
–
Бал как историческая инсценировка для педагогов – отличная форма культурного
досуга, а для школьников – хорошее культурно-воспитательное мероприятие, ориентированное
на межпредметные связи. Это и история, и искусство, и литература, и хореография,
– объясняет Владислава Николаева. – Здесь важна и коммуникативная компетенция ребенка
– умение общаться в предполагаемых обстоятельствах исторической эпохи,
возможность почувствовать себя в этой эпохе, обрести культурный опыт. И мы
надеемся, что и в обыденной жизни приобщение к этому опыту, культуре у наших
ребят сохранится, что они выдержат тот уровень поведения, который мы стараемся
в них заложить, чтобы они гордо несли звание гимназистов, интеллигентных людей,
продолжающих лучшие традиции русской культуры.
Владимир
Широков, зам. главного редактора газеты "Труд и время" Фотографии с бала можно посмотреть здесь |