Бережливые технологии
|
ЧТО ТАКОЕ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения. Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации. |
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему;
- улучшить материально-техническую базу;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс.
Ключевые факторы бережливого обучения (Lean+Training) не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:
- выявление и устранение потерь в обучении;
- непрерывный поток обучения;
- стандартизацию учебного процесса;
- 5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
- визуализацию учебного процесса;
- канбан ("доска планирования") - система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»;
- осведомлённость и вовлечение персонала;
- кайдзен — непрерывное улучшение.
ДОКУМЕНТЫ
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.09.2021 № 1/2488 "О внедрении бережливых технологий в системе образования Челябинской области"
- Положение по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
- План мероприятий (Дорожная карта) по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области на период 2021-2025 годы
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска О создании проектного офиса от 15.09.2021 №2295-у
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска О внедрении бережливых технологий в муниципальной системе образования города Челябинска от 15.09.2021 № 2294-у
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/3307 от 29.12.2021 г. «Об утверждении целевых показателей результативности внедрения бережливых технологий в органах местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования»
- Карточка по тиражированию проекта 2024 год
- Приказ МАОУ "Гимназия №80 г.Челябинска" №51.2 от 31.05.2024 "О реализации проекта с применением технологий бережливого управления"
- Анализ проблем проекта
- План реализации проекта
- Проект чек-лист
- Протокол закрытия проекта
- "Дорожная карта" реализации проекта
- КАРТА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- КАРТА ЦЕЛЕВОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ