Мониторинг качества образования
|
Единая система оценки качества образования
В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.
ЕСОКО на уровне Российской Федерации дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям — получать информацию о качестве знаний своих детей.
Можно выделить пять базовых принципов построения ЕСОКО:
- оценка как составная часть учебного процесса; оценка качества обучения и знаний школьников представляет собой составную часть учебного процесса, поскольку очень важна обратная связь;
- объективность оценки; в случае получения необъективных данных невозможно оперативно принимать эффективные управленческие решения;
- оценка того, чему учили; важным вопросом является проводимая сейчас Минпросвещения России работа по разработке ядра содержания образования и корректировке образовательных программ;
- формат оценки влияет на содержание образования, поэтому совершенствование измерительных материалов происходит исходя из необходимости предоставления обучающимся возможности наиболее полно раскрыть свои способности.
Современные выпускники российской школы должны уметь работать с информацией, представленной в различных формах, решать различные задачи практического содержания, развернуто излагать свои мысли, вести дискуссию и аргументировать своё мнение;
- оценка как стимулирование развития, результаты должны использоваться только для стимулирования развития образования, разработке актуальных программ повышения квалификации педагогов, недопустимо использование результатов для принятия административных решений для наказания педагогов.
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур:
первая важная процедура ЕСОКО – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который с 2009 года является обязательным для всех выпускников школ;
вторая важная процедура ЕСОКО – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.
Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).
Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.
Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.
В Российской Федерации национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и Международные сопоставительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC) проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Независимая оценка качества образования
Всероссийские проверочные работы
Федеральные исследования качества образования
Региональные исследования качества образования
Видеоконсультации по подготовке к всероссийским проверочным работам
- ВПР по математике в 10 классе: старт к уверенному ЕГЭ - видеоконсультация посвящена подготовке к Всероссийской проверочной работе по математике для учащихся 10 классов и её роли в дальнейшей подготовке к ЕГЭ. В ходе занятия рассматриваются особенности структуры работы, даются практические рекомендации по технике выполнения заданий разной сложности и оформлению решений. Рассматриваются критерии оценивания работы и шкала перевода баллов в отметки.
- Подготовка к ВПР по информатике в 7 классе - видеоконсультация посвящена подготовке семиклассников к выполнению заданий ВПР по информатике. Особое внимание уделяется разбору типовых заданий по основным темам курса информатики: работа с алгоритмами, принципы работы компьютерных сетей и устройства компьютера. Педагог представит эффективные стратегии решения задач разного уровня сложности.
- Разбор заданий по информатике в целях подготовки обучающихся 7 классов к ВПР (Задание № 15 «Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста») - видеоконсультация посвящена детальному разбору задания №15 ВПР по информатике для учащихся 7 классов, посвященного работе с текстовым процессором. В ходе занятия рассматриваются ключевые аспекты создания и редактирования текстовых документов, а также особенности форматирования текста.
- Разбор заданий по информатике в целях подготовки обучающихся 8 классов к ВПР (Задание № 5 «Логические высказывания») - видеоконсультация направлена на подготовку учащихся к выполнению задания №5 ВПР по информатике, посвященного логическим высказываниям. В ходе занятия рассматриваются базовые понятия математической логики: истинные и ложные высказывания, логические операции.
- Подготовка к выполнению задания № 5 ВПР по литературному чтению в 4 классе - видеоконсультация посвящена подготовке четвероклассников к выполнению задания №5 ВПР по литературному чтению. В ходе занятия учащиеся научатся различать художественные и научно-популярные тексты, работать с различными видами текстов и применять полученные знания на практике.
- Всероссийская проверочная работа по английскому языку в 8 классе: электронное письмо другу - видеоконсультация посвящена подготовке к написанию электронного письма другу в рамках ВПР по английскому языку для учащихся 8 классов. В ходе занятия рассматриваются требования к структуре и оформлению личного письма, а также основные языковые особенности данного вида письменной работы.
- Разбор задания № 3 ВПР по английскому языку в 7 классе - видеоконсультация посвящена детальному разбору задания №3 ВПР по английскому языку для 7 класса, которое направлено на проверку грамматических навыков в коммуникативно значимом контексте. Педагог объясняет основные типы грамматических конструкций, которые могут встретиться в задании, и демонстрирует методику их правильного использования в контексте.
- Подготовка к ВПР по литературному чтению в 4 классе: работа с текстом - видеоконсультация посвящена детальному разбору наиболее сложных заданий ВПР по литературному чтению. Особое значение придается развитию умения обосновывать свои ответы и работать с информацией, определять литературные жанры и находить средства художественной выразительности.
- Применение искусственного интеллекта в подготовке к ВПР по английскому языку в 6 классе - видеоконсультация знакомит учащихся 6 класса с современными возможностями искусственного интеллекта в подготовке к ВПР по английскому языку. В ходе занятия рассматриваются инновационные инструменты на основе нейросетей, которые помогут эффективно подготовиться к проверочной работе.
- Лайфхаки при подготовке к ВПР по физике - видеоконсультация посвящена эффективным приемам и лайфхакам для успешной подготовки к ВПР по физике. В ходе занятия будут раскрыты практические секреты, которые помогут ученикам максимально эффективно организовать процесс подготовки к проверочной работе.
- Разбор практикоориентированных задач по физике в целях подготовки обучающихся 8 классов к ВПР (Задание № 9) - видеоконсультация посвящена разбору практико-ориентированных задач по физике для подготовки к выполнению ВПР. Особое внимание уделяется анализу условия задачи и правильному пониманию физической ситуации, эффективным приемам работы с текстом задания, умению выделять ключевые данные и определять необходимые физические величины.
- Особенности подготовки к ВПР по литературе в 5 классе - в данной видеоконсультации рассматриваются ключевые аспекты подготовки учащихся 5 класса к ВПР по литературе. Основное внимание уделяется структуре проверочной работы, которая включает 6 заданий разного уровня сложности. Большое внимание уделяется рассмотрению задания 4, которое направлено на проверку умения учащихся устанавливать соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
- Подготовка к РИКО-7 - видеоконсультация посвящена подготовке к диагностике уровня индивидуальных достижений обучающихся 7 классов (РИКОnewschool.chiro74.ru/les sons/pupil/32/year/5/disci 7). В ходе занятия рассматриваются основные аспекты выполнения индивидуального проекта, даются практические рекомендации по работе над проектом и оформлению результатов.
- Областная контрольная работа: прочитай, пойми, дай верный ответ! - видеоконсультация посвящена подготовке к областной контрольной работе для учащихся 10 классов (РИКО-10). В ходе занятия рассматриваются основные типы заданий, типичные ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении заданий на понимание текста, даются практические рекомендации по выполнению заданий.