Целый год школьная команда «Что? Где? Когда?» напряжённо трудилась, штурмуя каменные стены крепости Разума. Об этом я поговорила с капитаном команды «HomЫ РазумнЫя» Соломатиной Машей.
В каких играх вы выступаете и каких результатов достигли?
Мы играем на школьном чемпионате «Что? Где? Когда?» в Челябинске, принимаем участие в играх МКМ - молодёжного кубка мира, ездили на чемпионат «Умка-2007» в лагере «Берёзка», играем в «ЧГК» в рамках «Шага в будущее».
Достижения? Мы уже 2 года – лучшая команда советского района. Из 7 игр района выиграно 5. На играх МКМ мы берём дипломы разных степеней, недавно взяли диплом первой степени.
Готовитесь ли вы к игре специально? Много ли времени требует подготовка?
Да, мы уже 2 года по два раза в неделю тренируемся вместе с другой командой под руководством Казакова Николая Александровича. Каждая тренировка длится часа по три. Интеллектуальных игр, кроме «Что? Где? Когда?», много – и «Своя игра», и «Брейн-ринг»…
Трудно ли это – интеллектуальные игры?
Трудно? Смотря какой тур. В школьном туре (школьный тур – это районный тур, в котором команды могут выставляться только от одной школы, сборные не принимаются. – прим. авт.) – легко. Есть «вопросы на школу» – ответ может быть в самом вопросе. Такие вещи берутся с опытом. Мы их просто просчитываем. Есть, конечно, и посложнее – зависит от уровня.
Существует множество различных чемпионатов с вопросами разной сложности. Со следующего года мы будем принимать участие в студенческих, просто для себя. Когда 3 года играешь, хочется расти и развиваться. Раньше, когда мы начинали играть, мы просто интересно проводили время, а теперь начали думать на игре, бороться за победу.
Есть ли в ЧГК какие-то свои хитрости?
Да, мы как команда уже сыгрались, и у нас появились свои роли, свои фишки, мы привыкли друг к другу, к нашим методам работы. К тому, как работают наши память и внимание. Есть фишки типа «первые 10 вопросов слушаем Женю, если она говорит, что её версия неправильна, раскручиваем её»… Есть свои фишки и в самой игре. Например, «если не знаешь, что писать – пиши «Пушкин». Или «если нужно написать вопрос, пиши «Что? Где? Когда?».
Многое зависит от ведущего, который читает вопрос: он может выделять что-то голосом или читать нечётко. Часто бывает большой вопрос, где много лишней ненужной информации. Это запутывает.
Какое место занимает ЧГК в вашей жизни? Влияет ли это на учёбу? Стали ли вы учиться лучше или хуже? Что развивает ЧГК?
Я уже говорила о том, что ЧГК для всех членов команды уже перешла из разряда приятного досуга в разряд чего-то важнее. Мы начали серьёзнее думать, стремиться к победе, отвечать на более сложные вопросы.
Играя в ЧГК, узнаешь много новых фактов. Да, эта игра развивает логику, но часто понимаешь, что на одной логике не прокатишь, нужны и знания, хочется больше читать. Впрочем, каждая интеллектуальная игра развивает что-то своё. Брейн-ринг – наша любимая игра, потому что тут не нужно много знания, а нужны логические, ассоциативные приёмов. Отвечать быстро, главное – понять суть вопроса. Своя игра требует больше знания, логику нужно включать, но не так сильно. Ответы на некоторые вопросы, особенно дорогие, нужно знать точно.
Наверное, чтобы развиваться, лучше играть в «ЧГК». Эта игра всё объясняет. Требуется способность логически мыслить, отбирать нужную версию...
Мы научились быстро писать. Распределяем обязанности. Я записываю вопрос, а Женя отвечает за его формулировку. Это обидно, когда спрашивают «что», а мы пишем «когда», хотя всё угадали верно, а вопрос сложный. Мальчики слушают – они утверждают, что не могут писать.
Есть ли у вас любимые интеллектуальные игры?
Да, больше всего нам нравится «Брейн-ринг». Здесь не нужно знать, но нужно логически мыслить и быстро реагировать.
Что вы испытываете во время игры – волнение, страх, кураж, радость?
Поначалу мы волновались, но сейчас поняли: главное – настроиться, чтобы ВСЕ члены команды были собраны и думали, чтобы мозги были в активном состоянии.
Насколько сладка победа в этой игре?
Зависит от результата. Если мы ответили на восемь вопросов, а все по четыре, то особой радости не испытываешь, потому что все очки плюсуются в рейтинг. Когда мы первый раз выиграли МКМ, мы очень радовались. Всё зависит от того, как ты выигрываешь и у кого ты выигрываешь. Когда сравниваешься в счёте с очень сильной командой, испытываешь прямо-таки счастье.
Вы уже сыгрались вместе, и даже роли в игре у вас распределены. А есть ли какие-то проблемы? Что не получается?
Часто бывает, что мы выбрасываем или недораскручиваем правильную версию. Самое обидное, когда мы поняли вопрос, но не вспомнили ответа.
В школе слышно только вашу команду «Что? Где? Когда?». Но вам осталось учиться всего год. Есть ли возможность набрать младших ребят?
Команда-то была, но как-то быстро затухла. Надо это дело поднимать.
Если ребята захотят, можно набрать очень сильную команду. Интеллектуальные игры – это очень увлекательно. Когда мы ездили в лагерь (на чемпионат «Умка – 2007» .- прим. авт.), мы несколько дней находились в этой атмосфере. Это было просто супер, нам очень понравилось.
В своё время, в восьмом классе, мы играли вместе с выпускниками, когда
там были Нина, Ника, Виль… Мы выросли на смену этим одиннадцатиклассниками. А нам на смену никто не растёт. А ведь это интересно! Может быть, нынешних восьмиклассников это дело затянет так же, как нас.
P.S. Больше информации о Лиге Интеллектуальных Игр, МКМ вы сможете найти на www.ligaii.ru.
|